Главная > Съезды и документы > Съезд АИОР 13.01.2000 - Доклад президента АИОР

 

Основные направления деятельности
Ассоциации инженерного образования России
на период 2000-2001 годов.

Похолков Ю.П.
Президент Ассоциации инженерного образования России

 

         Общероссийская общественная организация “Ассоциация инженерного образования России является добровольным общественным объединением, в состав которого входят ученые, преподаватели, инженеры и специалисты инженерных высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, научно-производственных предприятий, технопарков, технополюсов и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, заинтересованные в развитии и совершенствовании инженерного образования в России и содействующие ускорению научно-технического прогресса.

         Деятельность Ассоциации исходит из положения, что инженерное образование относится к области общенациональных стратегических интересов Российской Федерации и в условиях перехода страны к устойчивому развитию инженеры становятся ключевыми фигурами в социально-экономической сфере общества.

         Ассоциация имеет Всероссийский статус, что дает ей право создавать свои структурные подразделения – региональные организации, отделения или филиалы и представительства на территории всех субъектов Федерации. В настоящее время Ассоциация имеет свои региональные структурные подразделения в 49 субъектах Федерации.

        Ассоциация является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах. Ассоциация имеет самостоятельный баланс, основные и оборотные средства, расчетные и иные счета в банковских учреждениях, имеет печать, бланки, штампы со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица.

        Миссия Ассоциации инженерного образования формулируются следующим образом :
Совершенствование инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных решений, трансфера технологий, оказания широкого спектра образовательных услуг, обеспечения связей с общественностью, производством, наукой и интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Миссия определяет следующие основные направления деятельности Ассоциации :

  1. Содействие совершенствованию и развитию системы инженерного образования и инженерной деятельности.
  2. Создание условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала членов Ассоциации в интересах развития инженерного образования и научно-технического прогресса.
  3. Представление интересов и защита прав членов Ассоциации в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях.
  4. Установление деловых контактов, осуществление научных связей, сотрудничество в области техники, новых технологий, образования экономики, финансов, предпринимательства, социального обеспечения со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.
  5. Развитие международных связей и контактов в области инженерного образования, содействие интеграции российских ученых, преподавателей инженерных вузов, инженеров в международное научно-образовательное сообщество.

        Анализ содержания миссии в разрезе выделенных направлений деятельности Ассоциации позволил сформировать цели её деятельности, структурировав их по каждому из направлений: цели деятельности Ассоциации инженерного образования по первому направлению представлены на рис. 2., второму – на рис. 3., третьему – на рис. 4., четвертому – на рис. 5., пятому – на рис. 6.

        Сформированная система целей деятельности Ассоциации, позволила экспертам определить необходимый состав и структуру мероприятий для достижения указанных целей на протяжении рассматриваемого периода. Важным моментом формирования состава и структуры мероприятий является их достаточная эффективность, ориентированность на решение действительно значимых для нашего сообщества проблем, обеспеченность ресурсам, востребованность полученных результатов вузами, а также их четкая целевая направленность на разрешение сложившихся или складывающихся проблемных ситуаций.

        Правление, информационно-аналитический центр Ассоциации, ректоры и проректоры инженерных вузов, представители Министерства образования России выступая в качестве экспертов, сформировали программы  и проекты , реализуемые Ассоциацией инженерного образования на период 2000-2001 года.

        Рассмотренные программы и проекты, а также необходимая система мероприятий по обеспечению функционирования и развития Ассоциации инженерного образования на указанный период комплексно представлены в “Тематическом плане работы Ассоциации” .

        В соответствии с тематическим планом Ассоциация проводит совместные мероприятия с зарубежными вузами и соответствующими инженерными ассоциациями, союзами, фондами по взаимному обмену студентами и специалистами, проведению международных симпозиумов и конференций с целью обмена новейшими знаниями, по продвижению на отечественный и мировой рынок продукции высоких технологий, выполнению совместных проектов и программ.

       Планом предусмотрено установление многочисленных контактов, которые приводят к практическим программам сотрудничества и долгосрочного обмена между учебными заведениями, организациями и промышленными предприятиями, как в самой России, так и в странах СНГ и за рубежом.

       Ассоциация планирует расширить Соглашение с Европейским обществом инженерного образования об установлении и развитии взаимного сотрудничества, а так же долговременное соглашение о сотрудничестве с Американским обществом инженерного образования. Устанавливаются связи с Ассоциацией инженерного образования Австралии, вузами Кореи, Гонг-Конга, Сингапура, Бразилии и Южной Африки. Реализуется продуктивное долговременное сотрудничество с Европейскими вузами.

       В инженерных вузах России накоплен достаточно высокий инновационный потенциал, незначительная часть которого вовлечена в отечественный и международный технологический и ноу-хау трансферт. По оценкам экспертов в инженерных вузах России накоплена более 30 тыс. технологий, которые могут быть востребованы и вовлечены в народнохозяйственный оборот.

       Ассоциация инженерного образования России ставит одной из своих целей вовлечение научно-технических идей, наукоемких разработок и технологий, накопленных в инженерных вузах, в инновационный и в ноу-хау трансферт и готова сотрудничать с отечественными и зарубежными партнерами по продвижению на мировой рынок продукции высоких технологий.

       В этом отношении заслуживает внимание соглашение между Министерством торговли, промышленности и туризма Республики Кипр и Ассоциации инженерного образования России по совместной разработке и продвижению на мировой рынок высоких технологий, в котором Ассоциация определена как координирующая организация с российской стороны (см. раздаточный материал). Сформирован и подписан Протокол о намерениях между Министерством торговли, промышленности и туризма и Ассоциацией инженерного образования по организации семинара в Москве, посвященного презентации Новой экономической политики Республики Кипр по созданию высоких технологий и их продвижению на мировой рынок, перспективам российско-кипрского сотрудничества (см. раздаточный материал). Ассоциация взяла на себя работу по подготовке и проведению первого съезда инженеров России; “национальной инженерной недели”, посвященной 300-летию инженерного образования; проведению национального конкурса инженерных идей и разработок, ряда международных конференций по проблемам инженерного образования.

       В этот период планируется выполнить ряд исследовательских проектов по жизненно важным вопросам инженерного образования: разработка национальной доктрины инженерного образования, разработка типовой системы менеджмента качества подготовки специалистов в инженерном вузе на основе международного стандарта ИСО – 9000, разработка системы сертификации инженерного корпуса России и ряд других.

       В плане работ на этот период большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации преподавателей и управленческого персонала вуза, а также созданию профессиональных объединений инженерных вузов: деканов факультетов, зав. кафедрами, студенческих организаций.

       Запланировано также формирование информационных ресурсов Ассоциации: WWW – сервера, электронных бирж выпускников, образовательных услуг, инженерных идей и разработок и т.д., а также издание журнала “Инженерное образование России”,дискуссионного распределенного виртуального клуба “Проблемы инженерного образования” и др.

       В плане международной деятельности важными мероприятиями следует считать участие во Всемирном конгрессе инженеров, организацию участия членов Ассоциации в посещении Всемирной выставки ЭКСПО – 2000 и форуме “Человечество – природа – технология”, подготовку и проведение совместной конференции Американской ассоциации инженерного образования и Ассоциации инженерного образования России “Будущее науки и инженерного образования”.

       В целом реализация запланированных мероприятий, проектов и программ потребует напряженной и хорошо организованной работы Правления Вице-президентов, Генеральной дирекции и членов Ассоциации.

       Успешная деятельность Ассоциации во многом определяется её организационным построением:
структуру Ассоциации составляют ее региональные отделения, филиалы и представительства. Согласно Уставу Ассоциация имеет право создавать свои структуры, как в России, так и за рубежом. В настоящее время действуют региональные структуры в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Красноярске, Екатеринбурге, Барнауле, Новосибирске, Иркутске, Ростове на Дону и т.д.

Предлагается два варианта структуры Ассоциации:

вариант первый: региональные отделения Ассоциации создаются в субъектах Федерации (рис.10.);

вариант второй: территориальная структура согласована с созданными межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия (рис.11.).

На нашем съезде предлагается обсудить и принять решение по территориальной структуре Ассоциации инженерного образования России.

Организационная структура управления Ассоциации представлена на рис.12. Её обсуждение и принятие решения также выносится на съезд.

Для повышения эффективности деятельности Ассоциации предлагается закрепить за каждым из выделенных основных направлений деятельности вице-президента (рис.1). Съезду предлагается обсудить и принять решение по следующим кандидатурам вице-президентов и закрепления за ними сфер деятельности:

1. ПРИХОДЬКО В.М., проректор Московского государственного автомобильно-дорожного технического университета, д.т.н., проф., первый вице-президент.
Сфера деятельности: содействие совершенствованию и развитию системы инженерного образования и инженерной деятельности.

2. ЕВСТИГНЕЕВ В.В., ректор Алтайского государственного технического университета, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: создание условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала членов Ассоциации в интересах развития инженерного образования и научно-технического прогресса.

3. ПУЗАНКОВ Д.В., ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: совершенствование учебно-методической базы инженерного образования.

4. СОКОЛОВ Э. М., ректор Тульского государственного университета, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: установление деловых контактов, осуществление научных связей, сотрудничество в области техники, новых технологий, образования, экономики, финансов, предпринимательства, социального обеспечения со всеми заинтересованными физическими и юридическими лицами.

5. МИТИН Б.С., ректор Московского государственного авиационного технологического университета им. К.Э. Циолковского, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: развитие международных связей и контактов в области инженерного образования, содействие интеграции российских ученых, преподавателей инженерных вузов, инженеров в международное научно-образовательное сообщество.

6. ПОДЛЕСНЫЙ С.А., ректор Красноярского государственного технического университета, вице-президент.
Сфера деятельности: формирование, организация работы и взаимодействие с региональными структурами Ассоциации.

7. ДЕМЕНТЬЕВ И.В., ректор Уральской государственной горно-геологической академии, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: представление и защита интересов в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях.

8. ТУРМОВ Г.П., ректор Дальневосточного государственного технического университета, д.т.н., проф., вице-президент.
Сфера деятельности: координация деятельности по инженерному образованию на Дальнем Востоке.

На съезде предстоит решить также ряд и других организационных, экономических и финансовых вопросов, сообщение о которых сделает Генеральный директор Ассоциации.