Главная > Документы > Выступления > Выступление Ю.П.Похолкова на I Съезде инженеров России

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. П. Похолков
Президент Ассоциации инженерного образования России

Общероссийская общественная организация "Ассоциация инженерного образования России является добровольным общественным объединением физических лиц, в состав которого входят ученые, преподаватели, инженеры и специалисты высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, научно-производственных предприятий, технопарков, технополюсов и других организаций, заинтересованные в развитии и совершенствовании инженерного образования в России и содействующие ускорению научно-технического прогресса.

Ассоциация насчитывает в своих рядах более тысячи членов, имеет свои региональные отделения в шестидесяти субъектах Российской Федерации и филиалы в семи федеральных округах .

В настоящее время инженерное образование России представляет собой самую масштабную систему высшей профессиональной школы России.

Подготовку специалистов в области техники и технологий в России сегодня осуществляют 346 государственных вузов. Общее количество студентов, обучающихся в государственных вузах по инженерно-техническим специальностям составляет более 1 млн. 400 тыс. человек. Кроме того, подготовку инженерных кадров реализуют 112 негосударственных вузов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, из них 33 вуза имеют государственную аккредитацию. Общее количество студентов в негосударственных вузах, обучающихся по инженерно-техническим специальностям составляет 10 тысяч человек.

Ведущей проблемой инженерного образования является повышение его качества.

Анализ состояния внутреннего российского рынка показывает, что большая часть наиболее востребованных потребительских товаров, связанных с техникой и технологией - импортная: утюги, кофемолки, кофеварки, стиральные машины, телевизоры, компьютеры, велосипеды, автомашины и теперь даже самолеты.

Все понимают, что они, как правило, качественнее, экономичнее отечественных, более надежны, функциональны, эстетичны, удобны. Особенно пользуется спросом оборудование, в котором используются высокие технологии. Например, мобильные телефоны, компьютеры, навигаторы, ультразвуковое медицинское оборудование, томографы и т .п.

На слуху названия зарубежных компаний: Siemens, Philips, LG, Microsoft, Tefal и других. Все меньше и меньше примеров, когда российская техника конкурентоспособна на мировом рынке: оружие, например, "Калашников", частично авиация, ускорители, приборы неразрушающего контроля и ряд других.

Что касается экономики в целом, то, в структуре российского импорта машины и оборудование составляют 34,9%, продовольствие -14,5%. В структуре экспорта энергоресурсы составляют 48,1%, машины и оборудование 9,7%.

Все это при том, что более 30% выпускников наших вузов подготавливаются по направлениям и специальностям в области техники и технологии.

Так и хочется спросить, что же они делают, где работают, какие виды продукции выпускают? К чему их приготовили образовательные и подготовительные системы страны?

Высокий уровень образования позволяет стране находиться в числе ведущих государств. Вот почему так велика сегодня ответственность университетов перед обществом и государством. Особенно университетов, подготавливающих специалистов в области техники, технологии и менеджмента.

На съезде российских ректоров (декабрь 2002 г.) Президент РФ В. В. Путин сказал, что "...высокий уровень образования - это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира"

Возражать против того, что у российского образования богатые традиции не приходится. Это действительно так. Хорошая, основательная физико-математическая и в целом подготовка в области фундаментальных наук, которая начинается еще в школе и закрепляется в вузах (особенно в ведущих, таких как МГУ, МВТУ им. Баумана, С-П.ГУ и другие) обеспечивает спрос на наших специалистов в Европе и США - в технически развитых странах, чем и подтверждается их конкурентоспособность на мировом рынке интеллектуального труда.

Но горько и обидно осознавать, что лучшая часть российского интеллектуального продукта (элитные специалисты) уходит за рубеж. И не только уходит, работает там, делая существенный вклад в создание новых продуктов, которые затем Россия должна покупать за валюту.

Творческие лидеры, элитные специалисты играют выдающуюся роль в постиндустриальном обществе. Их идеи и деятельность определяют прогресс практически всех областей жизни: науки и искусства, культуры, техники и технологии.

Элита - основа позитивных изменений в политике, экономике и социальной жизни. Интеллектуальная элита - это генофонд нации, его продуктивное использование и воспроизводство должно стать особой заботой общества и государства. Есть настоятельная необходимость обществу и государству принять серьёзные меры по сохранению и расширенному воспроизводству своего генофонда. Необходим федеральный закон о сохранении и поддержке интеллектуальной элиты страны, который бы гарантировал выдающимся деятелям науки, техники и технологии, культуры и искусства возможность продуктивно работать и достойно жить. Применение такого закона не требует непомерных затрат ввиду относительной малочисленности интеллектуальной элиты, но решит важнейшую сегодня для страны проблему.

Продолжая тезис о лучшем в мире российском образовании нельзя забывать, что это только часть правды. Есть и другой взгляд на состояние нашего высшего образования: российская действительность меняется и ставит систему высшего инженерно-технического образования перед лицом новых вызовов, на которые традиционной образовательной системе трудно дать адекватный ответ.

Адекватным ответом на вызовы, как показывает, отечественный и зарубежный опыт, являются становление и развитие университетов как субъектов рыночных отношений и включение их в качестве важнейшей составляющей инновационного сектора экономики страны.

В 2003 году по инициативе Ассоциации инженерного образования России и при поддержке Министерства образования ряд ведущих российских вузов с целью повышения роли университетов в формирующейся национальной инновационной системе страны провели исследование проблем и путей становления и развития университетов России как академических инновационных структур.

В результате исследований разработаны концепция инновационного университета, направления и технология трансформации традиционных университетов в университет инновационного типа.

Основными отличительными особенностями академического инновационного университета должны стать:

  • инновационное образование на основе единого научно-учебного процесса с применением междисциплинарных проблемно- и проектно-ориентированных образовательных технологий;

  • система элитной подготовки специалистов на базе научных школ;

  • интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности;

  • сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда университета;

  • адекватная новым задачам организационная структура и методы управления университетом на основе сочетания государственного, государственно-общественного управления и самоуправления;

  • диверсифицированные источники финансирования университета и эффективная система фандрайзинга;

  • развитая инфраструктура взаимодействия университета с внешней российской и зарубежной актуальной средой.

Результаты исследований были обсуждены и одобрены на межвузовской научно-практической конференции "Инновационный университет и инновационное образование" (Томск, март 2003 г.) и международных симпозиумах "Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы" (Москва, май 2003 г.), "Элитное техническое образование" (Москва, ноябрь 2003 г.), организованных Ассоциацией инженерного образования России и Томским политехническим университетом. Концепция развития в России академических инновационных университетов, предполагающая активное участие институтов РАН в научно-образовательном процессе университетов, рассмотрена и одобрена на выездном заседании Президиума Сибирского отделения РАН в Томске (ноябрь 2003 г.).

Академический инновационный университет ориентирован на развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно и проектно-ориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

В формировании академических инновационных университетов существенную роль должны сыграть институты Российской академии наук и отраслевые НИИ, решая совместно с университетами задачи интеграции академических ценностей и предпринимательской культуры, внедрения новых эффективных образовательных технологий, перехода в университете от учебно-образовательного процесса к научно-образовательному, подготовки элитных специалистов и др.

Представляется также, что статус академического инновационного университета мог бы явиться неким свидетельством более высокого уровня развития университета. Учитывая усиление роли Российской Академии наук в развитии образования можно было бы предложить РАН рассмотреть вопрос о возможности присвоения такого статуса Российским университетам решением Президиума РАН.

Для успешной научно-образовательной деятельности инновационного университета необходимы кооперация, партнерство и взаимодействие вуза с правительством, промышленностью, обществом в целом, другими образовательными структурами, успешная деятельность в конкурентной среде рынка образовательных услуг и рынка интеллектуального труда при сохранении университетом своего академического характера, "моральной и интеллектуальной независимости от любой политической власти и экономической силы" (Великая хартия европейских университетов, 1988 г.).

В инновационном университете становится принципиально возможным подготовка новой генерации профессионалов в области техники и технологии, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие экономики и прорывное развитие различных областей практики на основе наукоемких технологий.

Выпускник инновационного университета - профессионал, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность.

Речь идет о подготовке специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации навыками и умением организовывать производство конкурентоспособной продукции, умением нестандартно мыслить, работать в команде и с командой, владеющих новой инновационной культурой.

Сложность подготовки новой генерации связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний, с изучением инженерного дела и овладением инженерным творчеством, а также предпринимательским искусством.

Выпускники инновационного университета ориентированы не только на поиски работы на рынке интеллектуального труда, но и способны успешно выступать в роли предпринимателей и создателей новых рабочих мест.

Нарастающий дефицит в специалистах в области высоких технологий испытывают уже сегодня многие предприятия и организации России. В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе образования новой генерации профессионалов в области инженерии, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие экономики и прорывное развитие различных областей практики на основе наукоемких технологий.

Решающее для эффективной подготовки специалистов значение нового типа имеет поиск и создание нетрадиционных технологических социальных и педагогических решений, использование идей и принципиально новых "высоких", обеспечивающих многократное повышение эффективности педагогического и учебного труда, технологий, создание технологий массового "производства талантов".

Превращение системы инженерного образования в сферу освоения способов познавательной и инженерной деятельности, коммуникативной, инженерной и предпринимательской культуры меняет коренным образом представление о вузе с его учебно-воспитательным процессом. Важнейшим направлением развития инженерного образования и трансформации его в инновационное образование является специальная организация работы студента на протяжении всей учебы в вузе в комплексных полидисциплинарных практико-ориентированных коллективах, органическое включение студентов в активную творческую деятельность, обеспечение их массового участия в исследовательской и инженерной работе, создание целеориентированных форм обучения. Все это должно создать предпосылки эволюционного перехода в инженерном образовании от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу.

Научно-образовательный процесс можно представить как систему творческих мастерских авторитетных ученых, ведущих инженеров, где перманентно обновляемое общество студентов, соискателей бакалаврских, магистерских степеней и инженерных званий, аспиранты и докторанты образуют творческий коллектив, соответствующую научную школу, где реализуется преемственность в методологии познавательной деятельности, становлении представлений о мире и месте человека в мире, об идеалах, ценностях и целях научной и инженерной работы, закрепляются и передаются традиции искусства исследования и инженерной деятельности с помощью и в ходе самого исследования.

Современные образовательные технологии в системе инженерного образования должны органически включать широкую академическую мобильность.

В настоящее время подвергается справедливой критике самодостаточность вуза любой страны для подготовки инженера-профессионала, конкурентоспособного на мировом рынке интеллектуального труда, и является общепризнанной необходимость расширения академической мобильности студентов для повышения качества подготовки.

Сегодня стало общепризнанным, что научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров - "инновационная способность нации" - становятся главными движущими силами устойчивого экономического роста. Как свидетельствует опыт многих стран мира, успешность перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, всегда определялась уровнем образованности населения страны.

Ещё в 50-е годы известный философ Бертран Расел сказал, что повышение эффективности современной экономики требует "научного образования для всего населения". Экономика постиндустриального общества, основанная на знании, построение гражданского общества, повышение качества жизни и здоровья населения, сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей требуют достаточно высокого уровня образованности населения. Государства многих стран берут на себя решение задач расширения доступности высшего образования: в Германии, каждый выпускник средней школы имеет право бесплатно получить высшее образование; в США на государственном уровне поставлена задача, чтобы каждый американец имел за спиной не менее двух лет обучения в колледже, получая в переводе на российскую действительность неполное высшее образование; в Японии поставлена задача получения высшего образования каждым жителем страны.

Сегодня в России настал "момент истины" - решение основных задач страны, поставленных перед экономикой удвоение ВВП в два раза за десятилетие, переориентации сырьевой экономики на инновационный путь развития, базирующейся на накопленных интеллектуальных ресурсах; построение гражданского общества, повышение качества жизни людей и др. требует значительного повышения уровня образованности населения. Для решения задачи повышения образовательного уровня есть все предпосылки: высокая мотивация населения всех возрастов в получении образования, широкая сеть образовательных учреждений, высокий уровень научно-преподавательских сотрудников, складывающаяся демографическая ситуация и другие. Решив задачу повышения образовательного уровня населения - решим все остальные задачи.

Интернационализация образования стала сегодня свершившимся фактом, идет достаточно сложный противоречивый, проблемный и разнотемповый процесс формирования региональных и мирового рынка образовательных услуг. Российская образовательная и подготовительная системы, естественно, не могут стоять в стороне от этого процесса, а должны стать активным и одним из ведущих участников. Конкуренция на этих рынках образовательных услуг достаточно жесткая, успех может быть достигнут только за счет высокого качества образовательных услуг. К сожалению на этих рынках практически отсутствуют российские вузы со своими образовательными программами. Успешная работа на международных рынках образовательных услуг требует подтверждения и сертификации их в соответствии с международными стандартами. Ассоциация инженерного образования России для решения этих проблем российскими вузами создала фонд содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий России, международной сертификации систем менеджмента качества. Основные задачи фонда заключаются в консультации вузов и подготовка их к международной аккредитации образовательных программ и систем менеджмента качества подготовки специалистов. Прохождение аккредитации образовательных программ требует обязательной их независимой общественной аккредитации национальной системой.

Ассоциация инженерного образования России создала Аккредитационный центр общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Центром сформированы критерии и процедуры аккредитации, разработаны методические материалы и созданы 12 экспертных комиссий по аккредитации и проведено обучение экспертов с приглашением представителей ведущих аккредитационных организаций мира ABET, ENQHEEI, Вашингтон Аккорд и других.

В 2003 году АЦ АИОР приступил к пилотной аккредитации образовательных программ. На основе заключенных договоров между АИОР и рядом технических университетов была проведена подготовка вузов к аккредитации, распространены необходимые материалы по проведению самообследования, осуществлялось консультирование в ходе проведения процедуры самообследования. Из числа ведущих специалистов российских вузов и представителей промышленности были сформированы комиссии экспертов по проведению аудита образовательных программ, проведено обучение и подготовка экспертов.

От имени Ассоциации инженерного образования России для осуществления пилотной аккредитации были приглашены в качестве наблюдателей представители стран-участниц Вашингтонского Соглашения и Министерства образования РФ. В апреле 2003 Аккедитационным Центром АИОР проведена пилотная аккредитация 12 программ шести ведущих российских технических университетов:

  • Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (АлтГТУ)

  • Красноярского государственного технического университета (КГТУ)

  • Московского института электронной техники (МИЭТ, техуниверситет)

  • Таганрогского государственного радиотехнического университета

  • Санкт-Петербургского Государственного Электротехнического Университета (ЛЭТИ)

  • Томского политехнического университета

Экспертные комиссии в целом высоко оценили представленные образовательные программы и организацию учебного процесса во всех вузах как соответствующие критериям АИОР. Несмотря на то, что всеми комиссиями отмечены некоторые слабые стороны аккредитуемых образовательных программ (такие как, отсутствие или недостаток в выполняемых студенческих проектах внимания к анализу социально-политических, этических, экономических проблем инженерных задач, недостаточную подготовленность выпускников к работе в команде, слабую академическую мобильность преподавателей и студентов и другие), в заключениях по всем программам экспертные комиссии отмечают, что представленные к аккредитации программы соответствуют критериям АИОР и рекомендуются к аккредитации.

Наблюдатели со стороны Министерства Образования РФ и представители стран участников Вашингтонского Соглашения отметили высокий уровень разработанных критериев, процедуры и методов оценки качества образовательных программ и их соответствие критериям, применяемым в странах-участниках Вашингтонского Соглашения.

Присоединение России к Болонской декларации ставит перед инженерным образованием ряд серьезных проблем. Остановлюсь только на одной из них, напрямую затрагивающей наши интересы. В соответствии с положением Болонской декларации страны подписанты должны будут до 2010 года перейти на двухуровневую системы подготовки: бакалавр-магистр и отказаться от подготовки дипломированных специалистов (инженеров). В целом Ассоциация инженерного образования поддерживает этот процесс. Но он требует продуманных и взвешенных решений с учетом традиций подготовки инженеров в России.

Говоря о российском образовании и науке, в заключение хочу еще раз подчеркнуть, что потенциал в российских вузах, институтах РАН и других научно-производственных учреждениях, безусловно, есть и может быть развитие инженерного образования и является тем главным звеном, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь.