Сорбонская и Болонская декларации

(Информация к размышлению...)

  

   19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.

Среди подписавших — представители Австрии, Франции, Бельгии, Болгарии, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов; Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словацкой Республики, Словении, Испании, Швеции, Швейцарской Конфедерации, Великобритании.

Основное содержание принятой Декларации сводится к следующему. Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.

Сегодня Европа Знаний — важнейший фактор социального развития, который может обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия; помочь осознать общность ценностей и принадлежность к единому социальному и культурному пространству. Роль образования и сотрудничества в этой сфере повсеместно признана в качестве первостепенной.

К настоящему времени часть европейских вузов, следуя фундаментальным принципам, сформулированным Magna Charta Universitatum, принятой в Болонье в 1988 г., уже приступила к построению общеевропейского пространства высшего образования.

Но поскольку жизнеспособность и эффективность любой цивилизации можно оценивать в том числе и по тому, насколько привлекательна , ее культура для других, поставлена задача обеспечить такой уровень привлекательности, который бы соответствовал исключительным культурным и научным традициям континента.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства за короткое время (крайний срок — конец первого десятилетия третьего тысячелетия) обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене. В числе продекларированного следующее:

1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в частности, за счет введения приложений к дипломам), с тем чтобы содействовать не только росту занятости европейских граждан, но и международной конкурентоспособности европейского высшего образования в целом.

2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист). При этом предполагается, что доступ ко второму циклу потребует успешного завершения первого (продолжительностью не менее трех лет). С точки зрения квалификационной, степени, присуждаемые после первого цикла, должны отвечать требованиям европейского рынка труда. Второй цикл завершается получением магистерской и/или докторской степени.

3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов. Учащиеся должны иметь возможность приобретать такие кредиты в том числе и вне высших учебных заведений (включая непрерывное образование) при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают.

4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности. Особое внимание при этом необходимо уделить тому, чтобы студенты располагали всеми возможностями для обучения и подготовки, имели доступ ко всем соответствующим услугам; преподаватели, научные работники и административный персонал могли участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении без ущерба для своих прав, а европейское сотрудничество получило развитие в таких направлениях, как разработка критериев и методов оценки работы, создание программ и кооперация учебных заведений, разработка схем мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки и исследований.

Безусловно, фундамент для постановки вышеперечисленных целей был заложен Сорбонской декларацией, которую 25 мая 1998 г. на юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В "Совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования" министры этих четырех ведущих стран ЕС, заявили, что "[Европа] вступает в период крупных перемен в образовании и условиях труда, диверсификации курсов профессиональных карьер, когда образование и подготовка на протяжении всей жизни становятся явной необходимостью.

Появление Декларации вызвало чувство изумления не только в академическом сообществе, но и в Европейской комиссии, а также у министров образования других государств — членов ЕС. Представлялось почти невероятным, чтобы страны, настолько традиционно различающиеся, пошли по пути гармонизации своих систем образования.

Положительная реакция на Сорбонскую декларацию позволила перейти к более широкой постановке вопроса. По приглашению итальянского министра образования состоялась встреча в Болонье. Основой же дискуссии участников стали Сорбонская декларация и исследование, проведенное Ассоциацией европейских университетов и КРЕ "Тренды в европейских учебных структурах", выводы которого свидетельствуют о наличии заметных расхождений в структурах европейских программ и степеней. В отличие от Сорбонской декларации, где идет речь о гармонизации, в упомянутом исследовании трендов и самой Болонской декларации данное понятие (вызвавшее, кстати, негативную реакцию) не используется. Здесь речь уже идет о "действиях, которые могут способствовать необходимой конвергенции и большей прозрачности квалификационных структур в Европе".

Какими же будут последствия этих двух деклараций? Прежде всего, они подкрепят введение бакалавриата и магистратуры в Германии, Австрии и Дании. Во-вторых, стимулируют аналогичного рода процессы в таких странах, как Нидерланды (и подобных им), где некоторые университеты уже начали вводить степени бакалавра и магистра при поддержке министров образования. Но самое главное — мощный импульс получит процесс создания открытого образовательного пространства в Европе. Декларации, по сути, "работают" на реформы высшего образования во всей Европе. Хотя, безусловно, предстоит еще пройти долгий путь, в частности, той же Германии, Франции, Италии и Великобритании, т.е. как раз той четверке, которая и инициировала Сорбонскую декларацию. Следующая встреча, посвященная ходу реализации Болонской декларации, состоится в 2001 г. в Праге…

О.Долженко (Вестник Высшей школы Flma mater №6)