Контакты

Форум

Карта сайта

Главная > Пресса > "Диплома мало?" ("Поиск", 30 апреля 2010г.)

Диплома мало?

Не каждый выпускник технического вуза станет инженером

С переходом на двухуровневую систему подготовки инженеров в нашей стране появятся "бакалавры" и "магистры", но могут исчезнуть специалисты, у которых в дипломах записано "инженер". Это значит, что формально они не будут являться специалистами. Эксперты считают, что необходимо сформировать такую систему послевузовского регулирования инженерной профессии, в которой выпускник по истечении определенного срока успешной работы по специальности мог бы получить в России статус "профессиональный инженер", как это сделано в других странах. На прошлой неделе в Торгово-промышленной палате состоялись первые общественные слушания, посвященные проблеме становления и развития в России сертификации инженерных квалификаций. В слушаниях приняли участие представители Общественной палаты РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального собрания РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского и Международного союза научных и инженерных обществ, Ассоциации инженерного образования России, Ассоциации технических университетов, ректоры и проректоры вузов, научно-педагогическая общественность. Первый вице-президент Российского и Международного союза НИО проф. В.Ситцев, ученый секретарь Ассоциации технических университетов В.Балтян и ведущий эксперт ТПП РФ А.Кривцов рассказали об опыте своих организаций в области сертификации инженеров в России, о процедурах присвоения званий "инженер года" и "евроинженер", лауреатами которых стали десятки молодых талантливых специалистов.

"Нам нужен закон, регламентирующий в стране инженерную деятельность, который позволял бы сертифицировать инженеров-профессионалов, - считает президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков. - Соединенные Штаты, Канада, Япония, Австралия, Великобритания - все готовят бакалавров и магистров. Но у них работает система сертификации инженеров. Нам надо внимательно изучить ее и попытаться создать свою, переняв у них лучшее". Так, например, в Японии, прежде чем стать инженером, претендент должен получить степень бакалавра или магистра в области техники или технологии по программе, которая прошла общественно-профессиональную аккредитацию. Затем отработать по специальности не менее семи лет, из них два года - на должности, требующей принятия инженерных решений. После этого сдать два экзамена по экологии, этике инженерного труда. И только потом подать документы в Институт инженеров Японии, где принимается решение о включении его в реестр инженеров-профессионалов с выдачей сертификата.

Нечто подобное должно появиться вскоре и в нашей стране. В качестве одного из примеров, демонстрирующих необходимость этого, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета, член Общественной палаты РФ, вице-президент АИОР, профессор Петр Чубик привел ситуацию, в которую попал крупнейший российский производитель спутниковых систем, компания "Информационные спутниковые системы": для участия в международных тендерах потребовалось предоставить данные о количестве работающих в ней сертифицированных инженеров. Подобная информация становится очень актуальной и для принятия решений об иностранных инвестициях в строительство наших заводов.

Так что пилотный проект по сертификации специалистов, о котором доложил проректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Александр Чучалин, может оказаться очень кстати. По словам А.Чучалина, Россия уже находится в системе оценки качества инженерного образования, признанного Еврокомиссией. Именно Ассоциация инженерного образования России участвовала в разработке европейской системы оценки качества инженерного образования в рамках Болонского процесса и стала одним из основателей европейской сети аккредитационных агентств. В 2007 году ассоциация получила право присваивать по результатам аккредитации инженерным образовательным программам в нашей стране европейский знак международного признания EUR-ACE. 53 программы в российских вузах уже его получили. Летом этого года АИОР будет также претендовать на членство в международном соглашении Washington Accord и присоединение к инженерному регистру организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC).

А с 10 по 20 мая Ассоциация инженерного образования России планирует провести пилотные экзамены для уже работающих инженеров, претендующих на получение сертификата APEC. "К концу мая мы расскажем о результатах проекта, а первые претенденты, возможно, уже в этом году получат статус инженеров APEC и будут зарегистрированы в российском регистре инженеров APEC. Это будет серьезный успех для инженеров России", - сообщил А.Чучалин.

Участники слушаний приняли рекомендации к соответствующим министерствам и ведомствам, общественным организациям, направленные на формирование законодательной инициативы по принятию в России закона о профессиональной инженерной деятельности. С текстом рекомендаций можно познакомиться на сайтах организаторов прошедших общественных слушаний (ТПП РФ, АИОР, СНИО, АТУ).

Обсуждение темы продолжится 13 мая в Совете Федерации на парламентских слушаниях, посвященных состоянию инженерного образования в России.



Елена МОРГУНОВА,
Еженедельная газета научного сообщества
"Поиск", 30 апреля 2010 г.
http://www.poisknews.ru/articles/7132-diploma-malo.html